Полезная информация о методах контроля топлива
Система контроля топлива в общем виде - это совокупность датчиков, терминалов и методов по контролю расхода топлива.
Под датчиками понимаются устройства позволяющие производить учет или измерение уровня, расхода топлива и направлять полученные данные в терминал. Под терминалом в свою очередь понимают навигационный терминал ГЛОНАСС/GPS осуществляющий передачу полученных от датчика данных в программу мониторинга. Сегодня широкое развитие получили 4 метода контроля топлива:
- Контроль уровня топлива в баке
- Контроль расхода топлива в топливной магистрали
- Контроль расхода бензина и газа по импульсам форсунок двигателя
- Подключение к бортовому компьютеру автомобиля по CAN-шине
1. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ТОПЛИВА В БАКЕ
Для этого метода в качестве оборудования используются датчики уровня топлива TKLS или как их называют в нашей отрасли - ДУТы TKLS. При существующих минусах этого метода, на сегодня он является самым распространенным и востребованным при контроле на грузовом транспорте и спецтехнике.
Плюсы
- Высокая точность измерения уровня топлива. Некоторые датчики имеют сертификат средств измерений и зарегистрированы в госреестре.
- Фиксирует уровень топлива в баке, не зависимо от вида топлива: дизельное топливо, бензин, керосин.
- На основании уровня топлива, в программе фиксируется: уровень топлива в начале и в конце смены, заправка топлива, слив топлива.
- Так, как программа параллельно получает данные от прибора ГЛОНАСС, то в совокупности с данными от датчика уровня топлива будет предоставлена следующая информация: расход топлива на холостом ходу (л/ч), путевой расход топлива (л/100 км.) и тд.
- Отсутствие подвижных механических частей в конструкции датчика, позволяет исключить регулярное ТО ДУТа.
Минусы
- При установке требуется делать отверстие в баке.
- Требуется произвести тарировку датчика и бака. Тарировка состоит из двух частей: полное осушение бака и последовательная заправка бака определенными частями топлива. Тарировка датчика занимает от 1-го до 2-ух часов в зависимости от объема бака.
- Возможны "врезки" в обратную топливную магистраль.
2. КОНТРОЛЬ РАСХОДА ТОПЛИВА В ТОПЛИВНОЙ МАГИСТРАЛИ
Для этого метода используют датчики расхода топлива DFM. Датчик расхода топлива устанавливается в топливную магистраль двигателя и учитывает количество топлива, прошедшее, через сам датчик. Для установки датчика требуется высококвалифицированный специалист, так как неправильная установка датчика может привести к поломке двигателя. Однако он может оказаться незаменим в некоторых решениях, например при установке на: ДЭС, водный транспорт (корабли, катера),спецтехника на которую из-за конструктивных особенностей бака невозможно установить ДУТы. При использовании датчиков расхода топлива предъявляются очень высокие требования к качеству дизельного топлива, так как повышенное содержание парафина в топливе (в зимний период) может заблокировать датчик, что в свою очередь может привести к поломке двигателя.
Плюсы
- Высокая точность измерения. Некоторые датчики имеют сертификат средств измерений, зарегистрированный в госреестре.
- Датчик измеряет только то топливо, которое действительно попало в двигатель.
Минусы
- При использовании датчика расхода невозможно определить, заправки и сливы топлива, уровень топлива на начало и конец смены.
- Датчик в своей конструкции имеет подвижные части и подлежит периодическому ТО.
- Не рекомендуется устанавливать на бензиновые двигатели.
3. КОНТРОЛЬ РАСХОДА БЕНЗИНА И ГАЗА ПО ИМПУЛЬСАМ ФОРСУНОК ДВИГАТЕЛЯ
Данный метод применяется для контроля расхода бензина и/или газа на инжектором двигателе. Для этого метода используется бесконтактный считыватель "NOZZLE CROCODILE". Область применения малый коммерческий транспорт, такой как легковые автомобили, небольшие пассажирские, грузовые или грузопассажирские автомобили. Принцип работы следующий, датчик считывает управляющие сигналы форсунки двигателя и преобразовывает их в нормированные импульсы, число которых пропорционально объему израсходованного топлива.
Плюсы
- Быстрая установка и настройка
- Бесконтактное считывание сигналов без нарушения целостности изоляции проводов и воздействия на электронное и электрическое оборудование автомобиля.
- Данный метод используется производителями бортовых компьютеров автомобилей для работы с инжекторными двигателями, что подтверждает эффективность метода.
Минусы
- При использовании датчика расхода невозможно определить, заправки и сливы топлива, уровень топлива на начало и конец смены.
- Для окончательной настройки датчика требуется прокатка автомобиля на разных режимах, примерно 200-300 км.
4. ПОДКЛЮЧЕНИЕ К БОРТОВОМУ КОМПЬЮТЕРУ АВТОМОБИЛЯ ПО CAN-ШИНЕ
Два слова о CAN-шине. CAN-шина - это система цифровой связи и управления электрическими устройствами автомобиля, позволяющая собирать данные от всех устройств, обмениваться информацией между ними, управлять ими. Информация о состоянии устройств и командные (управляющие) сигналы для них передаются в цифровой форме по специальному протоколу двумя проводами, т.н. «витая пара». CAN-шина используется в качестве электропроводки во всех современных легковых и грузовых автомобилях, а также в спецтехнике.
Таким образом подключившись к CAN-шине автомобиля можно получить данные о расходе топлива, об уровне топлива, о времени работы двигателя и тд. Подключать терминал ГЛОНАСС к CAN-шине необходимо бесконтактным способом, поскольку физическое контактное подключение может повлиять на работу некоторых узлов автомобиля, вплоть до блокировки двигателя.
Большинство терминалов ГЛОНАСС может напрямую, т.е. без согласующих устройств подключаться к CAN-шине и считывать всю необходимую информацию о расходе или уровне топлива, однако в некоторых случаях, например при подключении терминала в спецтехнике не обойтись без специального адаптера CAN-LOG2.
Плюсы
- Низкая стоимость решения, так используются, только штатные датчики автомобиля.
- Быстрая установка и настройка.
- Бесконтактное считывание сигналов без нарушения целостности изоляции проводов и воздействия на электронное и электрическое оборудование автомобиля.
- Фиксирует уровень топлива в баке, не зависимо от вида топлива.
- На основании уровня топлива, в программе фиксируется: уровень топлива в начале и в конце смены, заправка топлива, слив топлива. Так, как программа параллельно получает данные от прибора ГЛОНАСС, то в совокупности с данными от датчика уровня топлива будет предоставлена следующая информация: расход топлива на холостом ходу (л/ч), путевой расход топлива (л/100 км.) и тд.
- Фиксирует расход топлива, по принципу "Контроля топлива по форсункам".
Минусы
- Точность показания штатных датчиков ниже, чем у специализированных.
- Для получения более точных показаний от штатного датчика уровня топлива, требуется тарировка бака.
С техническими характеристиками датчиков используемых в указанных системах можно ознакомится на нашем сайте.